Транспорт Японии
Авиаперелеты в Японию
Международных аэропортов в Японии несколько, но в основном туристы из России прибывают главным в международный аэропорт Нарита в г. Токио.
В более редких случаях в международный аэропорт Кансай г. Осака.
Аэропортовые сборы не взимаются, так как они включены в стоимость билетов.
Прямые беспересадочные перелёты в Японию из Москвы осуществляются в настоящий момент рейсами авиакомпаний JAL (Japan Airlines) и Аэрофлот.
Внутренние перелёты по стране осуществляют компании JAL, ANA (All Nippon Airways) и JAS (Japan Airlines System) во все крупные города страны.
Самый крупный аэропорт обслуживающий внутренние авиарейсы - Ханеда, рядом с Токио.
Поезда в Японии
Для поездок по стране очень удобна хорошо развитая сеть железных дорог Японии. Система железных дорог Японии по праву считается самой безопасной и пунктуальной в мире.
Железные дороги буквально насквозь пронизывают Японию, складывается впечатление, что практически до самой отдалённой деревушки можно доехать по железной дороге.
Все железные дороги в Японии находятся в частном ведении. В 1987 году государственная компания JNR была разделена на 6 компаний, ставших частными: JR EAST (Восточная железная дорога), JR WEST (Западная железная дорога), JR HOKKAIDO (Железные дороги на Хоккайдо), JR KYUSHU (Железные дороги на Кюсю), JR SHIKOKU (Железные дороги на Сикоку), JR CENTRAL (Железные дороги центральной Японии).
Большинство железных дорог в Японии – узкоколейные (1067 мм), в России такие ж.д. есть только на Сахалине.
Существенное исключение - система поездов «Синкансэн» (в буквальном переводе «новая колея»), использующая европейскую колею 1435 мм. Все железные дороги в Японии электрифицированы.
Пассажирские поезда в Японии можно разделить на четыре категории: местные электрички Local, электрички-экспрессы Rapid, поезда дальнего следования и сверхскоростные поезда «Синкансэн». Но это не официальная классификация.
Стоимость проезда колеблется от 15 до 440 долларов в зависимости от дальности поездки и класса поезда. Билет для поездки на небольшое расстояние покупаются точно также как и билет на метро – в специальных автоматах по продаже билетов.
Билет для проезда на дальние расстояния покупаются в специальных билетных кассах на крупных станциях. Билет нужно сохранять до конца поездки.
Вагоны суперэкспрессов делятся на общие, без нумерации мест, и с пронумерованными местами, куда требуется билет с доплатой, который проверяет кондуктор. Названия станций объявляются на японском и английском языках и дублируются в бегущей строке.
Взад-вперед постоянно снует девушка с тележкой, продающая всякие закуски и напитки. Характерно, что и девушка, и кондуктор при входе в вагон кланяются и вежливо просят пассажиров извинить их за вторжение, а при выходе из вагона снова извиняются и кланяются.
Электрички JR в среднем бегают каждые 5 - 10 минут. Все объявления в вагоне сопровождаются разнообразной музыкой и прочими звуковыми сигналами. Мобильными телефонами пользуются исключительно в тамбурах, многие вагоны - типа «метро» без тамбуров.
На схемах пригородной зоны все линии имеют строго фиксированные цвета, и электрички раскрашены соответственно цвету линии. Это существенно облегчает навигацию и ориентацию в железнодорожном пространстве, равно как и тот факт, что названия станций написаны не только иероглифами, но и латинской и японской азбуками.
Плата за проезд начинается от 120 Йен. По кольцевой дороге можно доехать до любой станции за 250 Йен. Сохраняйте билет, так как его следует сдать в конце поездки.
На большинстве станций можно найти стенд с информацией о станциях на английском языке. Если его нет, просто возьмите самый дешевый билет, доплатить можно в конце поездки при сдаче билета. Билеты действительны только в день их приобретения.
Метро в Японии
В настоящее время в Токио действует 13 линий метро. Общая протяжённость 286,2 км. Токийское метро считается третьей по величине в мире системой метрополитена.
Большое количество линий, позволяет подъехать достаточно близко к нужному Вам месту.
Стоимость проезда в метро сравнима со стоимостью наземного городского транспорта. К примеру, в Токио проезд в метро будет примерно равен 45 - 50 российским рублям и выше, в зависимости от расстояния.
Отличие метро от железной дороги в том, что на каждой станции метро можно легко получить бесплатные схемы и даже расписания.
Метро открыто с 5:00 утра до 1:00 ночи.
На каждой станции метро расположены большие карты-схемы движения поездов. На схеме, рядом с названием станции - стоимость проезда. Около схемы - таблица, где в алфавитном порядке указаны все доступные станции в зоне, напротив названия станции написана стоимость проезда.
Купить билет можно в кассовом аппарате. Он выглядит как небольшой монитор компьютера, рядом с которым щель для приёма монет и купюр. На экране монитора сенсорные клавиши, указывающие разные стоимости поездки. Наберите стоимость Вашей поездки и опустите деньги или купюры. Билет и сдачу аппарат выдаёт автоматически.
Для входа на платформу нужно пройти через турникет, предварительно опустив в него купленный в автомате билет. Не забудьте забрать билет обратно, когда турникет его Вам вернёт. На станции назначения для выхода Вам нужно будет пройти через ещё один турникет.
В поездах светодиодное табло показывают название станции иероглифами и по английски. Голосом название станций объявляют всегда, но с непривычки можно и не понять - считайте остановки или спрашивайте у пассажиров.
Если Вы по пути решите изменить свой маршрут и выйти на другой станции, выходить в город нужно не через турникет, а мимо окошка служащего станции, обязательно отдав ему свой билет и доплатив, если нужно. В случае, если Вы не знаете точно, какая станция именно Вам нужна, купите самый дешёвый билет и спокойно отправляйтесь в путь - доплатить можно будет на выходе.
Автобусы в Японии
Автобусных маршрутов в Японии великое множество. Как и всякий другой транспорт в Японии, автобусы достаточно удобны и доступны по цене.
Услуги по перевозке предоставляют многочисленные автобусные компании и поэтому цены на билеты незначительно отличаются друг от друга.
Обычно стоимость проезда на внутригородском маршруте составляет около 200 Йен. Есть и междугородные автобусные маршруты.
Сами по себе автобусы не особенно удобные – с маленькими и узкими сиденьями и низкими потолками.
Большинство междугородних автобусов прибывают и отправляются от железнодорожного вокзала Токио или от автовокзала Синдзюку.
По сравнению с железнодорожным и авиа транспортом, автобус более подходит для путешественников, которые предпочитают экономить на цене на билет и не связаны временными рамками.
К примеру, на скоростном поезде синкансен можно доехать из Токио в Осака за 3 часа, а рейсовый автобус преодолевает это же расстояние за 12 часов, но стоимость билета на автобус в пять раз ниже.
В городах Японии для поездок можно использовать многочисленные маршруты городских автобусов. На некоторых маршрутах в больших городах или в популярных среди туристов местах остановки объявляются по-английски.
Конечный пункт назначения и номер автобуса написан на светящемся табло над лобовым стеклом.
Если у Вас есть написанное по-японски название места или остановки, куда нужно попасть, то водитель автобуса, либо другие пассажиры скажут Вам, когда выходить. Игнорировать вопросы иностранцев не в обычае у японцев.
Весь маршрут автобуса поделён на зоны, от которых зависит стоимость проезда. Оплатить проезд необходимо при входе в автобус у водителя. Рядом с местом водителя находится касса, куда нужно бросать монеты или опускать купюры, билет выдаётся автоматически при указании зоны Вашей конечной остановки.
Такси в Японии
Японское такси считается одним из самых дорогих в мире. Зелёный огонёк за лобовым стеклом японского такси означает, что такси занято, а красный огонек — свободно.
Такси бывают как частные, так и государственные.
В такси сажают максимально 3 человека. Если Вы собираетесь поехать на такси вчетвером, то государственное такси может Вас не посадить. С таксистом из частной компании можно договориться.
Чтобы остановить такси на улице нужно поднять руку. Двери у автомобилей такси автоматические, так что не пытайтесь их открыть или закрыть самостоятельно. Со стороны проезжей части в машину сесть невозможно.
Тарифы на поездку в японском такси одни из самых высоких в мире. Счетчик стартует с цифры в 710 Йен, далее начисляется 80 Йен за каждые 280 метров.
В случае, если Вы застряли в пробке, то за каждые 135 секунд простоя счетчик начисляет 90 Йен.
С 23 часов до 6 утра тариф на поездку в японском такси увеличивается на 30%.
Высокие цены компенсируются отличным сервисом. Такси всегда чистые и удобные. Вежливый водитель отвезет Вас самым коротким маршрутом, и не станет ждать чаевых. Если Вы что-то забыли в машине, Вам компенсируют стоимость утерянного.
************
Культура и традиции Японии
Император Японии
Происхождение японского императорского дома окутано странностями, легендами и предрассудками. Вот хотя бы один удивительный факт: правящая династия не прерывалась в течение, по крайней мере, полутора тысяч лет. Другой факт: в отличие от европейских монархов, в отличие от всех остальных японских семей, домов, кланов и родов, императорский дом не имеет фамилии — вещь немыслимая для Европы. Положение правящего дома в Японии было настолько своеобычно и прочно, что никакой фамилии ему попросту не требовалось.
Фигура японского «императора» была священной. Но это была другая, отличная от Европы священность. Это была своеобразная неприкосновенность — в том смысле, что японский император не становился предметом живописного или словесного изображения или становился в минимальной степени. Японский император напоминает синтоистское божество, которое, как правило, тоже никогда не изображается. За исключением древних мифологическо-летописных сводов мы имеем чрезвычайно мало «живых» свидетельств, помогающих нам в портретировании японских правителей.
В глубокой древности правитель Ямато (Японии) назывался просто-напросто «великим господином» (оокими). Раз были господа (кими), был среди них и великий господин. То есть правитель был «всего-навсего» первым среди равных. Однако по мере того, как расширялась территория государства и повышался авторитет правящего рода, все больше требовалось и символическое оправдание такого положения.
Японские правители древности обладали по крайней мере тремя именами: детским, взрослым и посмертным. С идеологической точки зрения самым важным было многосоставное посмертное имя — именно оно лучше всего отражает то, что хотела внушить самой себе, а заодно и всем остальным, правящая элита. В посмертное имя императора Тэмму входит следующее словосочетание, имеющее прямое отношение к китайской политической мысли: Небесный Мудрец с Оки (Оки-но Махито), — одна из трех священных даосских гор, где обитали бессмертные мудрецы. Земной император тем самым уподоблялся небесному божественному повелителю. Именно поэтому в императорских указах столь часто употребляется выражение «камунагара» — «Являясь божеством». Тронный зал правителя назывался либо «фиолетовым дворцом» (фиолетовый — самый священный цвет), либо «Залой Великого Предела». Понятие Великого Предела выражало собой идею предельного состояния бытия, из которого путем последовательного удвоения рождаются женское и мужское начала, а затем и все сущее.
Атрибутами императорской власти в Японии являются МЕЧ, ЗЕРКАЛО, и ЯШМОВАЯ ПЕЧАТЬ. Железные мечи и бронзовые зеркала во множетсве находят при раскопках древних курганов, т.е. уже тогда полагали, что они обладают сакральной силой. Печать на всем Дальнем Востоке является атрибутом определенных властных полномочий. Ранее, до начала всеобъемлющего китайского влияния, роль печати выполняла магатама — пластина из полудрагоценного камня, выполненная в форме запятой. Все три регалии передаются из поколения в поколение при вступлении нового императора на престол.
Герб императорского дома — это шестнадцатилепестковая хризантема. Часто изображается в качестве современной государственной символики — например, на заграничных паспортах. В японской культуре хризантема считалась знаком долголетия, что связано с известной стойкостью хризантемы перед холодами. Легенда сообщает что, возле одной реки на скале росло множество хризантем. Роса с цветков скатывалась в воду, и те люди, которые пили воду из реки, отличались отменным здоровьем и долголетием. Отсюда и происходит поверье: вино, настоянное на лепестках хризантемы, продляет жизнь до 8000 лет.
Правящий род Японии считал себя потомком главного божества синтоистского пантеона — Аматэрасу. Доминирующее положение этого рода было изначально обусловлено родством с божеством солнца. Именно кровное родство обеспечивало императору и его потомкам трон, все остальные соображения не играли никакой роли. Никто из возможных соперников императорского рода не мог претендовать на то, что, в случае свержения правящего дома, кто-нибудь признает его законным государем. Поэтому и попыток свержения императора в японской истории почти не наблюдается.
Вплоть до обновления Мэйдзи порядок наследования в Японии не был определен. В настоящее время престол передается только по прямой мужской линии. До этого времени императором или же императрицей теоретически мог стать любой представитель правящего рода. Поэтому бездетность императора или же отсутствие в его потомстве сыновей не приводило к прерыванию династии, как это случалось в европейской и российской истории. Тем не менее, более предпочтительным все равно считалось занятие престола прямыми мужскими наследниками правящего тэнно.
За весьма редкими исключениями, японский император никогда не обладал той полнотой распорядительных полномочий, которыми владели его европейские и русские монархические коллеги. Так, совершенно невозможным выглядит появление японского императора на театре военных действий в качестве верховного главнокомандующего. Тэнно не покидает пределов столицы, не путешествует ни по стране, ни, тем более, за границу, поскольку главная функция тэнно — это пребывание в сакральном центре, т.е. во дворце. Император участвует в ритуалах как первожрец синто, ему совершают поклонения как живому божеству, но он обязан поддерживать ритуальную чистоту и потому не касается мирских дел. Сам факт нахождения его на престоле является самой надежной гарантией того, что дела в стране идут как надо. Другая важнейшая функция императора — речевая, поскольку именно от его имени провозглашались указы. Еще одной функцией императора было управление временем — дело, которым в древних обществах обычно занимались жрецы. Составлявшиеся в конце года календари от имени самого правителя распространялись по всем учреждениям и провинциям. Таким образом, именно император являлся «хозяином» будущего времени и регулировал его ход. Император имел право и на переименование девиза до истечения срока своих полномочий. Никаких чисто церковных календарей в стране не существовало. Контроль над прошлым временем осуществлялся императором с помощь летописей — именно по его повелению они составлялись чиновниками, а не монархами, как повелось в России.
Структура японской власти на протяжении последних полутора тысяч лет была такова, что реальными распорядительными полномочиями почти всегда обладал не сам император, а другой человек или институт, что делало тэнно принципиально неуязвимым для любой критики, которая могла бы быть направленной в его адрес. В древности это был глава рода. В средневековье это были военные правители — сегуны, которые получали формальное назначение государевым указом. В новейшее время функцию по управлению страной взяли на себя парламент и правительство.
Нынешний статус императора, который принятая после окончания второй мировой войны конституция определяет как символ единства нации, вполне вписывается в исторические реалии. Все социологические опросы показывают, что людей, которые выступали бы за отмену института тэнно, чрезвычайно мало.
По материалам книги А.Н. Мещерякова «Книга Японских символов».
Сакура
В Японии полагают, что тому, кто не воспринимает красоту Природы, нельзя доверять ни в чем, поскольку у него «сердце из камня».
С каждым временем года у японцев были связаны определенные обычаи и обряды. Особую известность получили ханами – любование цветами.
Иероглифика (хана) — цветок. Дословно ханами означает любование цветами. В восприятии японцев слово «хана» выходит за пределы конкретного узкого понятия. Оно обозначает лучшую пору, гордость, цвет чего-либо, а также входит в многообразные сложные слова — «ханабанасий» (блестящий, блистательный), «ханагата» (театральная звезда), «ханаёмэ» (невеста), «ханамуко» (жених).
При разговорах о ханами имеется в виду не 1?2 цветочка, а множественное число цветов одного и того же вида. Никакие национальные праздники не оставляют в душе японцев такого сильного впечатления, как чередующиеся «маленькие ежегодные чудеса» — цветение слив, сакуры, персиков, глицинии, хризантем.
История ханами началась еще со времен древнего Хэйана, когда японская аристократия, изощрявшаяся в изяществе и изысканности манер, проводила часы под цветущими деревьями, наслаждаясь легкими напитками, салонными играми и складыванием по данному случаю стихов.
Начинает прекрасное шествие цветов уме (японская слива , напоминающая алычу). Первое ханами происходит в конце февраля — начале марта в префектуре Сидзуока (Атами, Югавара). Можно наблюдать цветение уме и в других районах, но знаменито именно ханами в Югаваре или Одаваре (префектура Канагава). Эстафету у уме принимает фаворит японских цветов сакура (японская вишня).
У большинства ханами ассоциируется с сакурой, так как именно она олицетворяет для иностранцев Японию. К тому же второе значение иероглифа «хана» — «цветы сакуры», и понятие «ханами» к настоящему времени преимущественно стало относиться к любованию сакурой.
Японскую сакуру на Западе именуют горной вишней или дикорастущей черешней. Цветы ее, прекрасные, нежные, считаются олицетворением человеческой жизни, воплощением красоты японских женщин и национальным символом Японии. Ее можно встретить в Японии повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках.
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, смелый старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта затаил смертельную обиду на жалобщика. Ему удалось тайком схватить Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовыми цветами, ведь их окропила кровь безвинных детей сакуры.
Грустная легенда придает сакуре особую загадочность. А очарование цветущего дерева недаром породило в Японии ритуал любования цветущей сакурой и любимый народный праздник, совпадающий с приходом нового года.
Сегодня существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева. Деревья — самой разнообразной формы и размеров.
Праздник цветущей сакуры — один из древнейших обрядов японцев, а ханами, посвященное сакуре, происходит наиболее интересно, и в этом мероприятии-фестивале принимает участие около 90 % населения.
Каждый год, в конце марта, когда начинает цвести сакура, японцы семьями, трудовыми коллективами и в одиночку отправляются в близлежащие парки полюбоваться на это уникальное явление. По телевидению уже в начале марта сообщают сроки цветения сакуры в каждом отдельно взятом районе, а также информируют о количестве деревьев в каждом из парков. Одним из самых знаменитых парков, где посажены множество деревьев сакуры, цветение которой вызывает всеобщий восторг у местных жителей, и самих японцев, является парк Уено, расположенный в Токио.
Японцы начинают готовиться к этому событию заранее. Служащие фирм планируют специальный день для наблюдения ханами, они идут на работу, но этот день проводят на воздухе в окружении сослуживцев, пьют саке — японскую рисовую водку, едят обенто — незамысловатую еду в коробочке — рисовые колобки онигири, рисовые сладости-моти, бутерброды, жареные кусочки курицы. Они поют под музыку «караоке», любуются великолепными цветами, которые при дуновении ветра становятся настоящим дождем из лепестков, и прекрасным пейзажем, окружающем их.
Мастера паркового искусства превращают все доступные им муниципальные участки зелени и даже собственные крошечные дворики в настоящие живые картины, богатейшая палитра которых постоянно изменяется, переходя по прихоти садовода и в зависимости от времени года от одного оттенка к другому. И это тоже повод для любования природой, который ни один японец не упустит.
Цветение сакуры очень кратковременно, и это явление символизирует для японцев скоротечность всего в этом мире. Бело-розовое чудо длится всего несколько дней, а иногда лишь несколько часов, и для путешествия в Японию это – одно из самых благоприятных времен года.
Горячие источники
Своеобразие общественных бань-«сэнто», популярность купания на горячих источниках-«онсэн», наличие ванн-«фуро» в домах помогали и помогают многим японцам ощутить себя именно японцами. С первых же путешествий за границу в середине прошлого столетия они увидели глубокую разницу между отношением к этой процедуре на Западе и у себя дома. Если там это просто средство избавиться от грязи, то в Японии - национальный ритуал.
Для Японии c давних времён характерны строгое многочисленные регламентации поведения, а также следование незыблемым формальным и неформальным правилам. Воспитанный в строго фиксированной системе ценностей и отработанных веками стереотипах поступков, искусства и ремесла, японец впитывал на уровне подсознания, что и как необходимо делать в различных обстоятельствах. Например, какие материалы использовать для изготовления того или иного предмета, как упаковать ту или иную вещь в зависимости от ее предназначения, как принимать гостей, наносить визиты и обмениваться подарками.
Подобно всем другим ритуалам, существует и свой этикет посещения бани, который необходимо соблюдать, чтобы избежать недоразумений.
Список 10 лучших горячих источников в Японии
Название | Месторасположение |
Noboribetsu 0nsen | Хоккайдо |
Kusatsu onsen | префектура Гумма |
Yuzawa onsen | префектура Ниигата |
Nozawa onsen | префектура Нагано |
Hakone Yumoto onsen | префектура Кана |
![]() |
International Marriage Agency "Harmony-Japan"_________________________________________________________________
![]() |